История
На прибрежных территориях, занимаемых сейчас Лос-Анджелесом, в XVI веке жили индейцы Тонгва и Чумаши. Первым европейцем, приставшим к берегу в районе нынешнего Лос-Анджелеса в 1542 г., стал мореплаватель Хуан Родригес Кабрильо. В то время на берегу существовала индейская деревня Янг-На. Лишь спустя 227 лет здесь высадилась следующая экспедиция под начальством Гаспара Портола, в которой участвовал францисканский миссионер Хуан Креспи, отметивший в своих записках пригодность местности для поселения. В 1771 г. другой миссионер, Хуниперо Серра, основал на этом месте миссию, названную в честь архангела Гавриила. К тому времени на территории современного Лос-Анджелеса существовало около 30 поселений индейцев тонгва где проживало около 3 тыс. человек. 4 сентября 1781 г., по настоянию губернатора обеих Калифорний Фелипе де Неве, рядом с миссией группой испанских колонистов, состоящей из 46 человек, был основан поселок под названием El Pueblo de Nuestra Señora la Reina de los Ángeles sobre El Río Porciúncula (исп. Селение Девы Марии, царицы ангелов на реке Порсьюнкула). В дальнейшем длинное название посёлка сократили до Лос-Анджелеса. В память о царице ангелов современный город ещё часто называют Городом Ангелов.
Несколько десятилетий новое поселение оставалось всего лишь маленьким городком, но к 1820 году это было уже крупнейшее светское поселение в Калифорнии: здесь жило 650 человек.
Сейчас Лос-Анджелес является вторым по численности городом Америки. Это один из самых крупных и самых популярных у туристов центров, сосредоточение культурной жизни Америки и индустрия развлечений. По последним данным, в Лос-Анджелесе проживает более 4,5 миллионов человек, из которых 50 процентов - представители европейской расы. Всего Лос-Анджелес населяет около 140 народностей. Это выходцы из самых разных стран, говорящие на 225 языках.
После провозглашения независимости Мексики Лос-Анджелес непродолжительно входил в её состав. После поражения Мексики в американо-мексиканской войне город перешёл к США по мирному договору 1848 года. В 1850 году Лос-Анджелес получил официальный статус города.
В 1876 году компания Southern Pacific завершила строительство железной дороги до Лос-Анджелеса. Цитрусовое плодоводство, особенно выращивание апельсинов, скоро стало основой местного хозяйства. За последние сорок лет XIX в. население выросло с 2,3 тыс. до 100 тыс. жителей. В 1892 в районе города были обнаружены залежи нефти и к 1923 году на район Лос-Анджелеса приходилась четверть всего мирового производства бензина. В 1913 году было завершено строительство акведука, который обеспечил водой растущий Лос-Анджелес. С 1920-х годов в Лос-Анджелесе быстрыми темпами стали развиваться авиационная промышленность и открываться киностудии. В 1932 году город принял X летние Олимпийские игры.
Нефтяные вышки в Лос-Анджелесе (1896)
Начало Второй мировой войны придало новый импульс развитию города. В этот период в город переселился ряд немецких деятелей науки, культуры и искусства, бежавших от нацизма (среди них Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Фриц Ланг, Бертольд Брехт и др.). В 1942 году тысячи жителей Лос-Анджелеса японского происхождения были выселены в закрытые лагеря за пределы города. Интернирование проводилось в соответствии с правительственным распоряжением № 9066, подписанным президентом Франклином Рузвельтом.
В послевоенные годы город бурно развивался и рос вширь; строились многочисленные транспортные развязки, небоскребы. В 1984 в Лос-Анджелесе вновь была проведена летняя Олимпиада, в которой не принимали участие спортсмены из стран социалистического лагеря. В 1992 г. в Лос-Анджелесе произошли массовые беспорядки, крупнейшие с 1960-х годов, спровоцированные процессом над четырьмя белыми полицейскими, уличенными в избиении негра но оправданными на суде. В беспорядках нашла выход накопившаяся национальная неприязнь: главными жертвами толпы стали корейские лавочники. Всего 55 человек было убито и 2 тыс. ранено. После шести дней беспорядков в город были введены армейские подразделения, произведены более 10 тыс. арестов. В 1994 г. город пережил разрушительное землетрясение, повредившее многие дома и объекты городской инфраструктуры. После этих событий набрало силу движение за отделение Голливуда и долины Сан-Фернандо от Лос-Анджелеса, но всеобщее голосование 2002 года не позволило осуществиться этим планам.
Наивысшая точка Лос-Анджелеса — пик Сестры Элси (1548 м). Самая крупная река города — река Лос-Анджелес, берущая начало в долине Сан-Фернандо (по большей части протекает в искусственном бетонном русле, в засушливое время практически пересыхает).
Обилие природных зон в районе города (пляжи, дюны, болота, горы, холмы, реки) создаёт условия для существования многообразия биологических сообществ. Улицы, сады и скверы Лос-Анджелеса засажены многочисленными редкими и экзотическими декоративными растениями, среди которых различные виды пальм, камелии и др.
Лос-Анджелес находится в активной сейсмической зоне благодаря своей близости к разлому Сан-Андреас, и разлому Пунте-Хиллс, проходящему через сам город. Последним крупным землетрясением стало разрушительное землетрясение 1994 года, эпицентр которого находился в северной части долины Сан-Фернандо. Это проявление стихии, которое произошло менее чем через два года после массовых погромов в Лос-Анджелесе, стало настоящим потрясением для жителей Калифорнии, причинив материальный ущерб на многие миллиарды долларов.
Другие крупные землетрясения в XX веке имели место в этом регионе в 1987, 1971 и 1933. Как бы то ни было, большинство землетрясений, происходящих в районе города, ощущаются лишь как слабые толчки (небольшие колебания регистрируются сейсмометрами практически ежедневно).
Экология
В связи с географическим положением города, делающим его территорию подходящим местом для возникновения температурных инверсий, а также значительной автомобилизацией населения, Лос-Анджелес страдает от атмосферного загрязнения, проявляющегося в форме смога. В отличие от других загрязненных городов, здесь невелико содержание сернистого газа, но чрезвычайно высок уровень бурого газа. Долина, в которой размещается мегаполис, удерживает загрязнения, выделяемые двигателями транспортных средств и промышленными предприятиями. Смог из долины нередко поднимается выше, в горы, где приводит к повреждению и гибели растительности. Важным негативным фактором является низкое количество осадков и затяжные летние засухи — в других мегаполисах осадки содействуют очищению атмосферы. В дополнение к этому, грунтовые воды района загрязнены метил-трет-бутиловым эфиром с автозаправочных станций и другими химическими соединениями.
В последние годы благодаря использованию более качественного моторного топлива, а также усовершенствованных, в том числе гибридных двигателей уровень загрязнения стал снижаться. Несмотря на эти шаги, Американская лёгочная ассоциация в 2004 признала по ряду показателей Лос-Анджелес городом с самой загрязнённой атмосферой в США
Население 3 694 820 жителей. Плотность населения - 3041,3 человека на км².
Рассовый состав населения города: 49,0 % белые, 10,0 % негры, 0,4 % индейцы, 11,1 % азиаты, 0,3 % — представители коренного населения островов Тихого океана, 26,9 % — представители иных рас. 48,9 % населения определяли своё происхождение как латиноамериканское. В Лос-Анджелесе проживает одна из наибольших диаспор азиатского и латиноамериканского населения среди городов США. Также имеется значительная армянская диаспора.Наиболее распространённые языки в городе английский и испанский. Так же корейский (2,4 %), тагальский (2,3 %), армянский (1,7 %), китайский (1,5 %), персидский (1,3 %) и другие. Из 1 275 412 домашних хозяйств 33,5 % имеют детей, 41,9 % женатые пары.
Возрастной состав населения: 26,6 % — младше 18 лет, 11,1 % от 18 до 24 лет, 34,1 % от 25 до 44 лет, 18,6 % от 45 до 64 лет и 9,7 % — 65 лет и старше. Средний возраст — 32 года. На каждые 100 женщин приходится 99,4 мужчин. На каждые 100 женщин старше 18 лет приходится 97,5 мужчин. Средний годовой доход мужчины составлял в 2000 году $31 880, женщины — $30 197.
По данным на начало 2006, в Лос-Анджелесе проживают 48 тысяч бездомных. Общее число жителей округа Лос-Анджелес, не имеющих крова над головой, составило 82 тыс. человек.
Иммигранты
Лос-Анджелес является домом для представителей более чем 140 стран, говорящих как минимум на 224 различных языках. Город является вторым в США после Майами по доле населения, рождённого за пределами страны. Международный аэропорт Лос-Анджелеса является важнейшими в Соединённых Штатах «воротами» для мигрантов. Важным элементом культуры Лос-Анджелеса являются этнические кварталы города, среди которых Китайский квартал, Koreatown, Маленькая Армения, Таиландский квартал, исторический Филипинский квартал и Маленькая Эфиопия, наглядно представляющие красочный колорит мегаполиса.
Лос-Анджелес — второй по величине (после Нью-Йорка) центр проживания русскоязычных иммигрантов на Американском континенте. На бульваре Санта-Моника в городе Западный Голливуд (входящем в лос-анджелесскую агломерацию) сконцентрированы «русские» магазины и рестораны. Издаётся русскоязычная пресса, приезжают на гастроли артисты из России и других стран бывшего СССР. Русскоязычная община Лос-Анджелеса описана в некоторых произведениях Сергея Довлатова.
Любопытным представляется тот факт, что, в отличие от подавляющего большинства американских городов, население центра которых заметно сокращается, центральная часть Лос-Анджелеса с 1950-х годов продолжала заселяться быстрыми темпами. В первую очередь это было связано с большим притоком иммигрантов. Следует отметить, что за период с 1920 до 1960 численность населения города стремительно росла (см. таблицу) благодаря массированному притоку чернокожего населения с юго-востока США. С начала 1990-х годов численность афроамериканцев в городе сократилась наполовину за счет миграции афроамериканского среднего класса в пригороды (особенно в Антилоп-Валли и Инленд-Эмпайр). На смену афроамериканцам в ряд «цветных» районов Лос-Анджелеса пришли латиноамериканцы. Тем не менее, афроамериканцы остаются доминирующими в таких районах как Леймерт-Парк, Болдуин-Хиллс.
Лос-Анджелес — наиболее автомобилизированный город в мире: в нём зарегистрировано на 1,8 млн больше автомобилей. Лос-Анджелес обладает одной из самых развитых в мире систем автомагистралей, многие из которых построены на эстакадах. Пересечения магистралей сопровождаются грандиозными транспортными развязками. В целом город имеет в основном прямоугольную планировку (улицы вытянуты с севера на юг и с востока на запад), ряд наиболее крупных и известных улиц носят названия бульваров.
В связи с недостаточным финансированием, многие улицы Лос-Анджелеса покрыты асфальтом невысокого качества, в котором бывают выбоины. Но основной проблемой городского движения, конечно, являются автомобильные «пробки». Главная причина пробок — неприспособленность застройки к обслуживанию общественным транспортом, большое количество частных автомобилей, отсутствие ограничений на их использование в черте города.
Следует отметить, что вопреки распространённому заблуждению, что в Лос-Анджелесе якобы никто не ходит пешком, многие улицы центра города, а также локальных центров районов Лос-Анджелеса полны пешеходов. В таких районах перемещение пешком зачастую гораздо быстрее, чем на автотранспорте из-за автомобильных заторов и проблем с парковкой. Городская администрация при согласовании проектов нового строительства сейчас требует обязательного включения в них автопарковок.
Основными системами общественного транспорта в городе служат автобусная сеть, а также сеть рельсового транспорта, включающая линии метрополитена и легкорельсового транспорта общей протяжённостью около 120 км; это хозяйство находится под управлением государственной компании Los Angeles County Metropolitan Transportation Authority (обычно называемой Metro или MTA). Рельсовая система включает «красную» линию подземки, «золотую», «синюю» и «зелёную» линии надземной легкорельсовой системы (в строительстве находится также линия «экспо» легкорельсовой системы). Также выделяется «оранжевая» линия скоростной автобусной системы.
Авиационное сообщение Лос-Анджелеса выполняется пятью коммерческими аэропортами (мировой рекорд), а также рядом небольших аэродромов малой авиации.
Порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич вместе образуют крупнейший в США портовый район, один из самых крупных по грузообороту в мире. Также в черте города и его окрестностей расположен ряд бухт, приспособленных для стоянки маломерных судов и яхт (Редондо-Бей, Марина-дель-Рей).
Город относительно молодой, поэтому неудивительно, что здесь вольготно чувствуют себя представители молодого поколения в искусстве. Лос-Анджелес благоволит любителям настенной живописи. Граффити-художников здесь не гоняет полиция. Более того, в Лос-Анджелесе стены, расписанные граффити, часто становятся достопримечательностью, как, например, тоннель Бальмонт.
Многонациональный, толерантный ко всем город кажется сущим раем на земле. Для завершения картинки не хватает только моря и прекрасных пляжей. В Лос-Анджелесе есть и они. Например, знаменитый пляж Малибу, Лонг-Бич и Манхэттен-Бич.
Дети тоже найдут для себя в Лос-Анджелесе место, где сбываются мечты. Это американский Диснейленд, один из самых красивых и крупных в мире. Он расположен недалеко от города в местечке Анахайме.
Но было бы ошибочно думать, что Лос-Анджелес - город исключительно праздный, живущий за счёт туризма. В Лос-Анджелесе сконцентрировано немало промышленных предприятий и коммерческих структур, развита нефтедобыча, работает космический комплекс. В этот город каждый год съезжаются студенты со всей Америки, так как в Лос-Анджелесе расположено несколько крупнейших университетов страны, в том числе Калифорнийский университет, Южнокалифорнийский медицинский университет и даже Американский киноинститут, где готовят будущих звёзд Голливуда.
Отредактировано Secret (2008-09-24 01:46:31)